Как не остаться без колес. Смена шин по ГОСТ.

Как не остаться без колес. Смена шин по ГОСТ.
12 Мая 2020
Когда уже пора?

На улице становится все теплее, но опытные автолюбители не торопятся на шиномонтажи совершенно правильно делают! Погода весной в разных регионах переменчива. В ГОСТ Р 52900-2007 «Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним» четко прописано, что рекомендуемый температурный диапазон для эксплуатации зимних шин от - 45 °С, до +10 °С, а это значит, что никакой срочности в их смене на летние нет. Однако, следует помнить, что не рекомендуется использовать зимние шины летом - состав резиновой смеси специально рассчитан для низких температур, и при +30 °С такие шины не только быстро изнашиваются, но и не обеспечивают необходимого сцепления с дорожным покрытием. 
Поэтому на вопрос когда? Каждый автолюбитель примет для себя решение сам в зависимости от температуры в конкретной местности эксплуатации авто.

Выбрасывать нельзя оставить!

Большинство автолюбителей к сезону всё-таки именно «переобувают» свои автомобили, т.е. производят замену именно шин, а не колес в сборе. Для кого-то- это вынужденная мера, поскольку нет второго комплекта дисков, а некоторые так делают специально, чтобы у них была возможность оценить дальнейшую пригодность шин к эксплуатации.
И первое, на что стоит обратить внимание при такой самооценке – это высота протектора! Каждая шина имеет индикаторы предельного износа, высота которых по ГОСТ Р 52900 - 1,6 мм. Соответственно, если высота протектора равна или менее 1.6 мм, такую шину смело можно выкидывать – она непригодна для дальнейшей эксплуатации. Кстати для зимних шин, на которых отсутствуют такие индикаторы по техническому регламенту минимальная остаточная глубина протектора составляет 4 мм. Шины с меньшей глубиной протектора считаются непригодными для дальнейшей эксплуатации и их можно смело отправить на утилизацию прямо в шиномонтажной мастерской.
Также стоит внимательно осмотреть покрышку на предмет таких дефектов, как: отслоение протектора; запрессовка твердых включений на внутренней и наружных поверхностях; механические повреждения (сквозные проколы, порезы до корда); обнажение кромок бортовой ленты; отрыв и отслоение герметизирующего резинового слоя по внутренней поверхности и на бортах. На новых шинах такие дефекты не допускаются вовсе, если же Вы всё-таки обнаружили, что-то из этого списка на своих шинах – обратитесь к компетентным специалистам в шиномонтажную мастерскую, они подскажут, подлежит ли это ремонту или нет.

Хранить по ГОСТу.

Чтобы не повредить покрышки хранить их нужно по ГОСТ Р 54266-2010 «Шины пневматические. Упаковка, транспортирование и хранение».
Кстати, упаковывать шины при хранении вовсе не обязательно, а вот условия лучше соблюдать - это следует делать в сухом вентилируемом помещении при температуре от - 30°С, до +35°С, при этом шины должны находиться не менее, чем в 1 м от отопительных устройств, в месте, не доступном для солнечного света, при наличии в помещении окон, они должны быть окрашены красной или оранжевой краской.
В помещении, где хранятся шины не должно быть оборудования, производящего озон, а также рядом с шинами не рекомендуется хранение растворителей, кислот, щелочей и других подобных веществ.

Шины допускается хранить на стеллажах, поддонах и даже на полу, главное условие, чтобы поверхность была ровной, без острых ребер.
- шины шириной профиля до 205 мм хранят в горизонтальном положении друг на друге в штабелях высотой не более 2 метров.
- шины шириной профиля 215 мм и более хранят в вертикальном положении (на ребре) в 1-4 ряда. 

Через каждые три месяца шины рекомендуется поворачивать, меняя зону опоры.
Покрышки, бывшие в употреблении, перед хранением должны быть тщательно очищены, необходимо удалить все камушки с протектора, а также грязь, чтобы исключить повреждение резины при хранении.
Даже если у Вас нет подходящего места для хранения покрышек, Вам помогут сервисы, предоставляющие услуги сезонного хранения колес и шин, но будет не лишним уточнить в этой компании об условиях хранения, а также будет замечательно, если они будут прописаны в договоре об оказании услуг. Это даст Вам дополнительную уверенность, что в следующем сезоне не потребуется искать новые шины взамен испорченных на хранении. 
Важно, на открытом воздухе шины хранить можно не более 1 месяца! При этом шины должны быть размещены под навесом или укрыты материалом, защищающим покрышки от солнца, влаги и загрязнений. Даже при покупке новых шин стоит обратить на это внимание, если склад находится под открытым небом, уточните у продавца об условиях гарантии на товар!

Сервис. Смотрим, делаем выводы.

Когда Вы обращаетесь в шиномонтажную мастерскую, обязательно обратите внимание как мастер выполняет работы. Перед балансировкой мастер должен тщательно очистить колесо от грязи и камней. Если этого не сделать, балансировку придется проводить повторно. Если на диске уже имеются балансировочные грузы, то перед началом работ мастер должен их удалить. Важно также проверить давление в шинах – оно должно соответствовать характеристикам вашего автомобиля. Эти значения чаще всего указаны в табличке под водительской дверью авто, если ее нет, хороший механик их легко найдет.
Правильно выполненная балансировка продлит срок эксплуатации шин, сохранит подвеску автомобиля и как следствие предотвратит дорогостоящий ремонт или аварийную ситуацию, которая может произойти из-за неисправной подвески автомобиля.
В шиномонтажной мастерской вы всегда можете спросить у мастера проводилась ли калибровка или поверка балансировочного стенда, попросить подтверждающий это документ. Также поинтересуйтесь, поверен ли манометр на компрессоре с помощью которого накачивали шины. Ведь не зря производителем указано допустимое в эксплуатации давление шин, именно оно обеспечивает баланс между комфортом и безопасностью движения авто. Свидетельства или отметки о поверке в паспортах приборов должны быть обязательно, если же клеймо нанесено прямо на прибор, вам это всегда продемонстрируют.
Стенды должны быть крепко закреплены на ровной и устойчивой поверхности, контроль дисбаланса невозможен если станок качается в разные стороны.
Обязательно обратите внимание, как и чем, затягивают гайки или болты на колесах Вашего авто. Каждая модель автомобиля имеет свою таблицу затяжки ответственных соединений, гайки на колесе – чуть ли не единственное, что вас связывает с землей в автомобиле. Поэтому все моменты затяжки должны точно соответствовать указанным в документации значениям. Кстати, слабо закрученное колесо представляет гораздо меньшую опасность чем перетянутые шпильки, ведь пока гайки будут откручиваться колесо начнет вибрировать и вы скорее всего остановитесь. Но если при шиномонтаже переусердствуют, «отстрел» шпилек может случиться на ходу на высокой скорости. Поэтому в идеальном случае затяжка гаек или болтов должна производиться динамометрическим ключом, а не гайковертом или «балонником» вручную. Рассказы о том, что на затяжку еще никто не жаловался почти всегда абсолютная правда, во-первых, не всякий клиент к таким «мастерам» вернется, а во-вторых- это может быть билет в один конец, и жаловаться просто некому. И поэтому Ваша безопасность в ваших же руках/глазах и вопросах. Не поленитесь собираясь за оказанием таких услуг при записи в мастерскую задайте вопросы про оборудование и по приезду проверьте документы, обратите внимание на срок их действия, ведь для каждого оборудования установлен свой межповерочный интервал.

Соблюдая несложные условия хранения и перечисленные рекомендации Вы сможете продлить срок эксплуатации ваших шин и избежать аварийных ситуаций на дорогах. Помните, самодиагностика - это крайне важно, поскольку состояние автомобиля и его составляющих – это не только Ваша безопасность, но и безопасность других участников движения. Главное -безопасность на дороге складывается не только из правильно подобранных шин, от качественного и грамотного технического обслуживания автомобиля, но и от навыков водителя и грамотной оценки дорожной ситуации.

Счастливого пути!